Делай как Шуми: вживаемся в роль пилота гоночной «формулы»
Жарко. Очень жарко. Даже когда на скорости под 170 км/ч под шлем начинает задувать быстрый поток набегающего ветра, под комбинезоном пот бежит ручьем.
Болят запястья. Но это приятная боль.
Утыкающийся в отсечку мотор кашляет и сплевывает, гремя цилиндрами и воя прямоточным выхлопом. В этом звуке нет породы. Нет благородства. Это не переливчатые трели Iron Maiden, но грубые и брутальные прямолинейные риффы — что-то типа Nashville Pussy или Motley Crew. Если вы понимаете, о чем я.
А я о «формуле» — open-wheeled single-seater. По-русски — одноместная гоночная машина с открытыми колесами.
Есть примеры, которые сызмальства врезаются в твою память и кардинально меняют планы на жизнь. Например, ты смотришь, как некто Михаэль Ш. много лет борется, сопротивляется, упорствует, ломает ногу в двух местах, но снова встает и борется. И опять, и снова. Или ты видишь, как некто Жан-Клод В. упорно тренируется, падает, терпит боль, встает и ломает Тонг По. С ноги. После таких примеров ты бежишь в кружок кикбоксинга, чтобы хоть самую малость походить на Жан-Клода В.
С Михаэлем Ш. чуть труднее: кружков юных «формулистов» у нас не существует. Точнее, существует, но не у нас. К счастью, чтобы почувствовать себя немножко Кими Р., сейчас не обязательно делать спортивную карьеру. Ты просто платишь деньги и получаешь место в кокпите вполне боевой машины. Не такой, как у Фернандо А., но тоже хорошей.
Чуть меньше года назад
Апогей наступил на финале чемпионата DTM, где на разогреве перед основным действом гоняли пилоты «формулы-3». Стоя под козырьком haupttribune немецкого Хоккенхаймринга и глядя, как парни рвут вселенную беспородным ревом атмосферных «четверок», решил: пора. И полетел в Дубай.
Почему именно туда? Так получается, что устроить гоночный уикенд в ОАЭ дешевле, чем где бы то ни было еще. Подобный опыт в принципе получить можно мало где, но в Эмиратах выгоднее. Год назад я был на Яс-Марине — трассе, построенной под Гран-при «Формулы-1». Второй раз в одну воронку решил не попадать: в Дубае техника другая, да и трасса неизвестная — так интереснее.
|
---|
Dubai Autodrome. Омологированная Международной автомобильной федерацией (FIA) трасса длиной 5,39 км. Имеет 6 конфигураций для разных видов соревнований и обучения. Самая масштабная гонка — ежегодный марафон «24 часа Дубая». |
Ценник на прокат чуть ниже, чем в Абу-Даби, но и техника пожиже. Если «Formula Yas» по ТТХ во многом превосходит машины класса «формула-3», то в Дубае стоит даже на ступеньку пониже. Но и того что есть — за глаза: двухлитровый атмосферный мотор, секвентальная коробка передач, слики и полное, я бы даже сказал, тотальное, отсутствие страхующей электроники. То что надо!
На предстартовом брифинге в нас упаковывают базовую информацию: характеристики, принципы управления, ликбез по гоночной теории (точка торможения, апекс, траектория). Прикрываясь ладошкой, зеваю. Мне вонзать на полном скаку по автодрому не впервой, а вот собравшемуся контингенту, по всей видимости, да.
Почувствовать себя немножко Кими Райкконеном съехались мужчины средних лет со всего мира. Я не силен в акцентах, но в пелотоне расслышал американцев, бельгийца, француза. Из России я один. Смотрят, как на диковинку. Может, потому что моложе всех собравшихся раза в полтора. Может, потому что даю советы.
Но разговоры в сторону — выходим на пит-лейн. Вот он, момент истины. Который стоит денег, но который нельзя купить за деньги. Привычно влезаю в мешковатый комбинезон, натягиваю балаклаву и шлем. Встаю в кокпит обеими ногами, проворно ныряю в чрево болида.
|
---|
Нет, инструктор не ругает меня матом. Помогает. Без посторонней помощи пристегнуть спортивные ремни нереально. |
Перед глазами — носовой обтекатель и два колеса. Глядя со стороны, не скажешь, но внутри просторно. Даже как-то чересчур.
|
---|
Мало кто знает, но пилот в кокпите не столько сидит, сколько лежит. Ступни находятся примерно на одном уровне с головой и чуть выше точек крепления колес к рычагам подвески. Наибольшая нагрузка приходится не на таз, а на поясницу. |
Пристегиваю руль. Подстраиваю зеркала. Нащупываю кнопки зажигания, стартера. Глаза закрыты. «Ignition». «START!» Нейтрали у коробки нет, так что до отмашки держу левую ногу на сцеплении. Все. Понеслась! Отпускаю и… не заглох!
Под туберкулёзный кашель выхлопа выезжаю на трек за инструктором, с ходу настраивая себя на езду в полный газ. Это самое трудное: мышечная память и рефлексы вспоминают несколько иную модель управления, которая за штурвалом такой машины и в таких условиях не подходит. «Формула» тормозит гораздо дальше, ускоряется гораздо резче и напористее, а поворачивает стократ более цепко, чем любой, даже очень быстрый дорожный автомобиль. В прошлый раз это оцепенение с себя я сбросить так и не смог. Сейчас стараюсь.
Полный газ — вторая, сцепление, третья, сцепление. Черт, тормозить! Бум-бум-бум — сбрасываю до первой, пытаясь удержать голову ровно, целюсь в первый правый поворот. Топи! Вторая. Топи! Третья. Топи! Под полным газом лечу в быстрый левый, за которым идет резкий перепад высот и под отчаянный вой мотора под полным дросселем вваливаюсь в пологий правый. Резина еще не прогрелась, но… Дьявольская цепкость!
Прямик, правый под вторую, извивающаяся прямая на полном ходу. Самое трудное — заставить себя поверить. Заставить не убирать ногу с газа там, где «формула» еще может повернуть, а кузовная машина уже улетела бы в отбойник. После середины второй сотни км/ч в ход идет воздух. Сцепление от чисто механического переходит в аэродинамическое. По уму, ты должен уже упереться в возможности шасси и резины, но слики все еще липнут к полотну, придавленные воздухом. Ощущения — а б с о л ю т н а я фантастика.
Быстро. Все происходит ураганно быстро. За моим забралом мир при этом не смазывается в нечитаемую кашу. Просто земной шар начинает двигаться интенсивнее. С «формулой» всегда так — все происходит быстрее, раньше, точнее и безжалостнее. Она не просто сиюминутно, она моментально реагирует на твои даже не действия — решения. В реальной жизни даже за рулем очень быстрой дорожной машины между реальностью, тобой и машиной очень много электронных прокладок и страховок. Твои органы чувств сначала воспринимают внешнюю обстановку, пересылают ее в мозг, который дает команду телу, а оно сообщает ее машине. Дальше эта команда проходит через километры проводов, CAN-шины, какие-то датчики, которые решают, как ты будешь ехать. Иными словами, между твоим восприятием и откликом машины лежит огромный многослойный процесс.
С «формулой» все иначе. Между тобой и машиной нет никаких прокладок. Только ты, педали, руль, не задушенный никакими «евро» мотор, колеса и дорога. Ни трекшн-контроля, ни системы стабилизации — даже АБС нет! Поэтому цепочка восприятие — команда — ответ иная. Она короче. Мозг воспринимает — дает команду, а машина тут же выполняет ее. Никаких проводов. Никакой страховки. Ты подумал — она тут же исполнила. Проводя аналогии с другим спортом, езда в «кузовной» машине — это лоу-кики по боксерской груше ногами, обутыми в толстую поролоновую защиту. Езда на «формуле» (быстрая езда на «формуле») — это удары голыми ногами по стволу дерева. Фул-контакт. Полный газ.
Свободы действий тут, конечно, не дают. Ездить по треку приходится строго за инструктором, но не гуськом. Уже с прогревочного круга понимаю, как мудро поступил, прыгнув в первую машину. Увы, темп других курсантов был заметно ниже. Да и инструкторская ТТ только мешалась. Ее мотор с наддувом чуть тяговитее и эластичнее, но в поворотах не спасает даже это. Если на длинных прямиках она ухитрялась от меня отрываться, то в связках поворотов от вдвое легкой, да еще и обутой в прогретые слики «формулы» ей не скрыться. Фото ниже наглядное: даже промазав мимо идеальной траектории, я на несколько секунд впереди остального пелотона и в одном рывке от кормы ТТ.
Жаль, обгонять нельзя! Таковы условия первого этапа обучения: никаких обгонов и жесткая привязка к пейс-кару. «Ошейники» с тебя снимают на втором и третьем курсе. До освоения которых я, видимо, так и не смогу нормально спать.
* На закуску предлагаю проехать несколько кругов и посмотреть на полотно гоночного трека не с телевизионной камеры, а с уровня глаз пилота. Видео, увы, не мое: камеры лепить запретили строго-настрого. Но на «Ютьюбе» есть видео более хитрых парней. Страшно представить, где он камеру от инструктора прятал.
Dubai autodrome: техника и за кадром
Машинки у Dubai Autodrome пожиже. Беглый просмотр ТТХ позволяет отнести их к классу «формула-3»: 180-сильный безнаддувный мотор
Все хозяйство обслуживается в боксах по соседству. После каждого ученического заезда все «формулы» направлют туда для проверки и подготовки к следующему дню.
Выбор прокатных машин одними лишь одноместниками не ограничивается. Сразу по прилете домой поймал приглашение на трек-день с Audi R8 со скидкой 50%. С барского плеча!
Audi меня и вправду ждала за пределами автодрома. Правда, не R8, а S6. Что тоже весьма и весьма. Но об этом — в следующей серии.
|
---|
Кирилл Зайцев Дубай, январь 2014 г. Фото автора, иллюстрации, графики — |
Источник фото: архив