По итогам 3 месяцев он составил от 20 до 50%. В тройке лидеров – Volkswagen Polo, Skoda Octavia и Skoda Rapid.
Эксперты РГС Банка и банка «Открытие» проанализировали, как менялись средние цены на самые востребованные авто с пробегом в разрезе I квартала 2022 и года. Рост цен на подержанные машины составил от 20 до 50% за 1 квартал и от 39 до 75% - за последние 12 месяцев.
Из топ-20 самых продаваемых по статистике агрегатора Haraba моделей сильнее других (+75%) за год подорожал Kia Sorento, за I квартал 2022 года лидером по росту ценника остается Volkswagen Polo (+49%). Цены собраны по данным объявлений, размещенных на классифайдах и сайтах автодилеров (источник данных - Russian Automotive Market Research).
В обычной ситуации подорожание машин с пробегом на рынке идет далеко не столь активно, как в сфере новых машин, и заметно растянуто во времени. Но весна-2022 изменила это правило.
Лидером роста средней цены за год в процентном отношении стал Kia Sorento. За подержанный трехлетний кроссовер в I квартале текущего года просили 4,1 млн рублей – на 75% больше, чем в январе-марте в 2021-м и на 42% больше по отношению к концу прошлого года. Новый Kia Sorento за I квартал вырос по РРЦ дистрибьютора скромнее – на 34%. В процесс реального ценообразования новых машин внесли свой вклад дилеры, которые просят за эту модель от 5,8 миллиона рублей, что значительно выше рекомендаций дистрибьютора. Среди подержанных кроссоверов на 2-м месте по росту цены за год оказался Hyundai Tucson (3,05 миллиона), что означает прибавку на 57,5% за год и на 38% за I квартал. Третий – Volkswagen Tiguan – 3,3 миллиона (+52% за год, +34% за квартал).
В сегменте относительно бюджетных малолитражек больше других подорожал Volkswagen Polo – до 1,54 млн (+60,4% за год, +49% за квартал). Почти не отстала от калужского «немца» Lada Granta – 808 тыс (+59,5% за год). «Аппетиты» продавцов Skoda Rapid, Lada Vesta, Hyundai Solaris и Kia Rio росли чуть скромнее – на 40-45% за год. В свою очередь в «гольф»-классе сильнее других прибавила в цене Skoda Octavia (2,48 миллиона рублей; +69% за год, +45% за I квартал). На ее фоне Kia Ceed, цена которого выросла за год на 42%, а за квартал - всего на 17%, можно сказать, почти не подорожал в 2022-м.
Из дорогих седанов среднего- и бизнес-классов лидером роста цен стал BMW 5-серии. За него стали просить в среднем 5,9 млн рублей, что на 58% больше, чем год назад. Mercedes-Benz E прибавил 55%, до 5,6 миллиона. Цена «трешки» BMW выросла до 4,4 миллиона (+51%), а ценник Toyota Camry дорос до 3,3 миллиона (+46%).
Также в топ-20 наиболее подорожавших за год машин с пробегом вошли Mitsubishi Outlander, Kia Sportage, Toyota RAV-4, BMW X5 и Renault Kaptur. Среди них динамика подорожания оказалась выражена цифрами от 39 до 46%.
При этом в абсолютных цифрах (+2,7 миллиона) за год сильнее других прибавил кроссовер BMW X5. «Бумер» предлагали в среднем за 9,2 миллиона рублей. Причем большую часть этой прибавки (+1,5 миллиона) автомобиль получил в I квартале текущего года.
Будут скидки с «накидки»
В течение апреля ситуация на российском рынке автомобилей с пробегом если и не стабилизировалась, то уже не была полна той паники, которая царила в авторитейле в конце февраля и первые две-три недели марта. Запредельно «взвинченные» цены заставили покупателей отложить покупку, совсем от нее оказаться или, в лучшем случае, выбирать автомобили на размерный класс ниже, большего возраста и пробега. В итоге как частные продавцы, так и дилеры стали сговорчивей в предоставлении скидок. Заметен процесс корректировки цен в сторону понижения (в пределах 10-12% в первые недели апреля) и на автомобильных классифайдах.
Еще одна тенденция нового времени – бизнесом автомобилей с пробегом с акцентом на выкуп с улицы, а не на trade-in вынуждено занялись все более-менее устойчивые официальные дилеры. А c ростом безработицы растет и число «перекупов». По оценке одного из агрегаторов, в этой сфере сейчас трудится порядка 220 тысяч человек, а еще в 2021 году было не более 160-170 тысяч. При ужесточении конкуренции и отсутствии новых потрясений на рынке частные продавцы и юридические лица будут вынуждены снижать свою доходность по сделкам с автомобилями с пробегом. У официальных дилеров в марте-апреле текущего года она составляла в среднем 25-30%. Все это дает надежду на дальнейшее снижение цены. Но окончательные выводы можно будет сделать только по итогам второго месяца весны.