На интервью с управляющим директором российского отделения «KIA» нам выделили ровно 5 минут. Уложились в 4:27. И все равно удалось выведать про цены, удорожания, конкурентов и отношения с Hyundai.
В Артеме Гусарове безошибочно узнается автомобильный топ-менеджер: он умеет говорить много и при этом не сказать ничего, сглаживать острые углы до приятных округлостей, а на вопрос «Кого?» отвечать «Да!».
В этом столичная школа связей с общественностью напоминает школу для разведчиков. Но кое-что вытянуть все же удалось.
— Как изменятся цены на автомобили «КИА» в связи с введением утилизационного сбора?
— Посмотрим.
— Ну, ставки-то уже опубликованы. Наверное, есть какая-то ясность?
— Большинство наших автомобилей — локальной сборки. Но есть и те, которые производят вне пределов России. Будем смотреть, нужно или нет просчитывать новые цены. Пока что никаких изменений в наших прайс-листах в связи с утилизационным сбором нет.
— Курсы валют как-то влияют на ваше ценообразование?
— У нас есть много машин, которые производятся здесь. И курсы евро или доллара слабо влияют на их цены. Также у нас есть машины, произведенные в Европе или в Южной Корее. И тут, безусловно, виляние курса валют ощутимо. Если наша себестоимость заложена в какой-то определенной валюте, то мы и должны на нее ориентироваться.
— Будете ли расширять свое присутствие на заводе Hyundai-KIA в Питере? Как-то дополнять существующее производство другими моделями, кроме Rio?
— Этот завод в Питере уже работает на максимальной мощности, и уже справляется с трудом. Потому нет смысла внедрять туда что-то еще.
— Тогда как планируете сокращать очереди на ваши автомобили, особенно на пресловутый дефицитный «Рио»?
— Очереди можно сокращать двумя способами: либо поднимать цену, либо, по возможности, увеличивать производство. Цену мы определяем, исходя из спроса на автомобиль. На данный момент она оптимальна, потому повышать мы ее не будем. Единственный способ — как-то наращивать производство. По «Рио» мы действительно работаем на максимуме. По другим моделям пытаемся получать максимум с других заводов.
— А как на питерском заводе делятся производственные мощности с партнером? 50:50?
— Договариваемся на паритетных началах.
— Как вы разводите свои машины с автомобилями братьев по концерну?
— Мы их не разводим. Ну да: KIA Motors где-то далеко наверху — часть Hyundai Group. Но на российском рынке мы существуем как совершенно разные компании, которые совершенно никак не пересекаются.
— Еще вопрос по поводу Rio. Раньше было такое негласное правило, что сопоставимые автомобили «КИА» в схожих комплектациях стоят дешевле, чем аналоги от Hyundai. Но Rio вышел ощутимо дороже собрата по концерну. Почему так?
— Еще раз повторю, что мы совершенно не ориентируемся на «Хёндэ» как на основного конкурента, как на бенчмарк — то есть на тех, с кем мы постоянно сравниваем свою позицию. Мы выстраиваем свою ценовую стратегию в зависимости от того, сколько мы хотим продать автомобилей; от того, кто наш клиент и сколько он готов заплатить. Если его желания совпадают с нашими возможностями, мы это делаем. Если при этом какая-то модель получается дешевле или дороже «Хёндэ», то это точно случается не потому, что мы ставили целью сделать цену выше или ниже, чем у них.
— Оправдала ли ожидания Optima? Помню, в феврале вы ее запустили, а через месяц я общался с дилерами, и они жаловались, что планы продаж импортером выставлены большие, а продать не удается ни одной машины. Сейчас, смотрю, «Оптимы» стали появляться на наших дорогах.
— План продаж всегда должен быть большим. Иначе теряется смысл. Он должен быть обоснован, но амбициозен. Мы очень много лет не присутствовали в этом сегменте рынка. Последняя машина, которую в нем продавали, — Magentis, но это было довольно давно. Имя «Оптима» было покупателю неизвестно. Когда ты выходишь в этот сегмент с таким автомобилем, то не знаешь наверняка, что получишь. Но за 6 месяцев продаж мы вышли с нулевой отметки на уровень 500–600 автомобилей в месяц и попали в пятерку лидеров в этом сегменте...
— А их там всего шесть: Passat, Mondeo, Superb, Sonata, еще парочка.
— Ну нет. Побольше. Есть «Рено», есть все «японцы», вышла новая модель у «Пежо». Так что конкурентов больше. И мы неплохо продаем в этом сегменте. Для начала продаж очень и очень неплохо.
— Вы довольны работой своих дилеров?
— Есть к чему стремиться. Но мы видим, что дилеры стараются, расширяются, инвестируют в свой бизнес и наш бренд. Мы уделяем очень много внимания продвижению, рекламе.
— Такая экспансия в регионы исходит от вас или от региональных партнеров? Как-то продвигаете строительство новых автоцентров?
— Нам лучше, чем в какой-либо другой стране мира, удается убедить дилеров вкладываться в бренд KIA. Мы задаем планки, уже дело дилеров — следовать им или нет. Пока мы видим, что нам все удается.
— Какой конкурент на российском рынке считается для KIA основным? Это Renault, Chevrolet, Volkswagen или кто-то еще?
— На самом деле все зависит от сегмента. Потому что KIA предлагает автомобили в широком ценовом диапазоне.
— Если взять бюджетный сегмент, например.
— Ответ «да».
— Что «да»?
— Ну, вы правильно их всех перечислили. Мы не ориентируемся на кого-то одного, всегда на «корзину» конкурентов. Подумайте: если какой-то один конкурент вдруг решает по своим внутренним причинам менять ценовую политику. И если мы ориентируемся только на него одного, то вслед за ним должны срочно что-то менять — куда-то падать или, наоборот, подниматься. Так обычно не делается, потому выделяется 2, 3, 4 ключевых конкурента в этом сегменте, на которых и ориентируется цена.
— Когда мы увидим обновленный «Соренто», «Сид» в кузове универсал и трехдверный хечтбэк, а также новый Cerato? Его эскизы уже гуляют по Сети.
— Мы в этом году серьезно обновили модельную линейку. В феврале запустили «Оптиму», в марте — «Рио» хетчбэк, с 1 июля — «Сид», до конца года появятся две новые модели — Sorento и Cee'd универсал. Дальше, в начале 2013, у нас появится Quoris. Pro_Cee'd еще позже. Cerato, думаю, тоже где-то в начале будущего года.