Тайна картины «Монахиня» Ильи Репина раскрыта. Что же скрывало полотно больше 140 лет?
Обнаружить скрытую под темным одеянием монахини тайну помогли мемуары Людмилы Шевцовой-Споре. Племянница жены Ильи Репина «пролила» свет на историю создания полотна. То, что на картине изображена Софья Репина, было известно и так. Однако почему она в монашеском облачении? Ведь дама-то — светская, и постриг не проходила. Более того, если внимательно посмотреть на лицо на картине, то в нем вряд ли найдется смирение, кротость, столь присущие портретам священнослужителей.
Софья, в девичестве Шевцова, часто позировала Илье Репину. Одно время он был сильно ею увлечен, однако в 1872 году женился всё-таки на ее младшей сестре Вере. А Софья, по иронии судьбы, стала супругой родного брата Репина — Василия, студента консерватории Санкт-Петербурга.
Однако художнику это вовсе не мешало часто писать портреты свояченицы. И вот для одного из них Софья позировала в нарядном платье с кружевными рукавами, из светлой легкой ткани. Что послужило причиной для ссоры Репина и его экс-дамы сердца, неизвестно. Но художник тонко отомстил красавице — и спрятал под черным одеянием ее бальный наряд. А пышную прическу — под головным убором монахини. Стоит отметить, что Илья Ефимович был человеком вспыльчивым, а потому легко воспламенялся. И ему не стоило большого труда кардинально изменить направление картины.
Что сказала и как вообще отреагировала сама Софья на свое «преображение», история умалчивает. Но о двойном портрете стало известно благодаря письменным воспоминаниям племянницы художника, которая упомянула о том, что тетя позировала в бальном платье. И тогда современные исследователи решили узнать, насколько правдивы слова Людмилы. Для этого картину отправили на рентгенографию. Экспертам повезло: художник не удалил первоначальный слой краски. Поэтому можно было в деталях рассмотреть первый облик героини — ее бальный наряд.
Так что исторический анекдот оказался реальной историей.
Источник фото: картина И.Репина "Монахиня"