Еще в школе нас уверяли: если лампочка, то — Эдисон. Все уже привыкли к этому. Хотя на самом деле заслуга американца лишь в том, что он довел работу других до «ума» и до коммерции.
Лампочки накаливания в том или ином варианте существовали и до Эдисона. У почти 20 изобретателей по всему миру были оформлены патенты — у каждого на свою лампочку. Имелся такой патент и у россиянина Александра Лодыгина — в июле 1874 г. он зарегистрировал лампу, в которой в качестве нити накала применялся стержень из угля, прокаливаемый в герметичном сосуде, куда не поступал воздух. У такой лампы был большой срок службы, что выгодно отличало ее от остальных аналогов.
Однако на беду изобретателя другой русский гений в то же самое время производил опыты с электрической дугой. Пётр Яблочков трудился над созданием дуговой лампы накаливания и каолиновой. Последний вариант мог работать без вакуума на открытом воздухе. И вскоре лампы Яблочкова вытесняют изобретение Лодыгина. Причина — у Александра Николаевича просто не хватило ресурсов. О нем быстро забывают.
Однако Александр Николаевич в 1890-е гг. первым из всех изобретателей применил вольфрамовые нити, закрученные в спираль. Это в разы продлило срок работы и усилило яркость осветительных приборов. К сожалению, все эти работы Лодыгин ведет в США, куда он переехал из Франции. В саму Францию изобретатель перебрался из России в 1884 году.
А что же Эдисон? Его заслуга в том, что он экспериментировал с лампочками других изобретателей, выкупив их патенты. Он смог повысить практичность изделий, поставить их производство на поток. Этому способствовал и Лодыгин.
В 1906 Александр Лодыгин продает свои патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, над усовершенствованием которых трудился в США. И продает их «Дженерал электрик» - компании, основанной, в том числе Эдисоном. Предприятию достается патент на изделие с вольфрамовой нитью. Но вольфрам — материал дорогой. А люди пока не покупают лампочки масштабно — слишком высокая цена. И тогда один из инженеров General Electric находит способ, как снизить стоимость русского изобретения. В результате нить из вольфрама стала эталоном, лампочки с нею — массово продаваемыми, а Томас Эдисон признан «отцом» этих лампочек.