Любимую миллионами россиян комедию Леонида Гайдая жители Европы и США требуют запретить
Да, этот фильм Леонида Гайдая, состоящий из трех незамысловатых новелл, по-прежнему с удовольствием смотрят и зрители старшего поколения, и молодежь, и современные дети. Может, не все шутки и нюансы комедии им понятны, но посмеяться в фильме, как и задуматься, есть над чем. Но в далеких 60-х годах прошлого века, когда «Операция Ы» только создавалась, риск, что фильм так и не выйдет на экраны, был очень велик.
Цензоры упирались в две сцены, которые не хотели пропускать, но и режиссер не собирался вырезать их из фильма. Речь идет о процессе воспитания студентом Шуриком любителя алкоголя Федора. Ведь порку великовозрастного хулигана главный герой выполняет, заявляя, что «надо, Федя, надо». И здесь критики усмотрели прямые намеки на Фиделя Кастро, которого в правительственных советских кругах неофициально так и называли. Но Леонид Гайдай смог убедить цензоров, что вымышленный персонаж не может иметь никаких аналогий с лидером Кубы.
А вот вторая сцена из этой же новеллы еще больше возмутила критиков. После пробежки мимо горящих стройматериалов герой Алексея Смирнова – хулиган Федор становится черным, что цензоры посчитали за намек на представителей африканского народа. Критики требовали убрать эту сцену, как и «воспитательный процесс», превратившийся практически в воссоздание кадров из жизни рабовладельческого строя, боясь, что под угрозой могут оказаться международные отношения Советского Союза. Но и здесь Леониду Гайдаю удалось избежать «кромсания» кинокартины.
Кто бы мог подумать, что уже в 21 веке проблемы замысловатых аналогий вернутся. Как оказалось, многие иностранцы, увидевшие «Операцию Ы» или сцены, возмутившие советских цензоров, посчитали, что такой фильм и вовсе надо запретить. По мнению западных зрителей, Гайдай поступил подло и мерзко по отношению к народам Африки. И если бы кинокартина снималась сейчас, то, скорей всего, была бы запрещена в Европе и США, если вообще попала бы в мировой кинопрокат. А в Сети многие иностранные пользователи даже предлагают создавать петиции, чтобы убрать комедию Гайдая из открытого доступа.
Стоит отметить, что советская цензура попортила нервы многим творческим людям. Какие-то фильмы были запрещены и увидели свет лишь в относительно свободные 80-е годы, какие-то кинокартины были заметно сокращены, лишившись многих ключевых сцен. Но даже советские режиссеры и актеры вынуждены в наши дни признать, что все же цензура была необходима. В частности, об этом говорил и Александр Ширвиндт.
По словам актера и художественного руководителя Театра Сатиры, скончавшегося 15 марта этого года, в индустрии кино в те годы было множество выдающихся людей, имеющих не только профессиональное образование, но и чувство вкуса, такта, которые обладали высокими моральными принципами. Именно это не позволяло часто пропускать на советские экраны откровенно слабые фильмы.
«А сейчас, если есть финансы, можно лепить, что хочешь, до зрителя свободно доходит низкосортный продукт ниже пояса, исчезли рамки для творческого процесса, поэтом результат работы многих современных постановщиков удручает», - заявлял в одном из интервью Ширвиндт.