У вологодских антимонопольщиков возник конфликт с федеральными торговыми сетями
Областное управление ФАС России проверило 9 торговых сетей на территории региона, пишет
«Так, согласно договорам поставки, заключенным ООО «Лента» с АО «Череповецкий хлебокомбинат», ООО «Череповецкий молочный комбинат» и с ООО «Устюженский АПК», срок оплаты товара, имеющего срок годности менее 10 дней, составляет 10 дней, что не соответствует Закону о торговле, согласно которому срок оплаты данного товара составляет не более восьми рабочих дней со дня их фактического получения» — заявили в региональном УФАС.
Поправки в закон «О торговле» вступили в силу с нового года. Теперь размер вознаграждения торговых сетей ограничен до 5% от цены купленного товара. Речь идет о так называемых бонусах, в которые включены рекламные, логистические и маркетинговые услуги по продвижению товара. Ранее размер бонусов, которые платил поставщик ритейлу, начинался от 10% с суммы партии товара и мог доходить до 25%. Кроме того, июльские поправки в закон коснулись и сроков оплаты. Они сократились до 8–40 дней вместо действующих ранее 10–45 дней. Именно это условие и нарушили «Лента» и «Бристоль». Согласно статье 14.42 КоАП РФ за это торговым сетям может грозить до 5 млн.руб. штрафа.
В феврале торговые сети предприняли попытку компенсировать потери, которые понесли в начале января. В частности, сеть магазинов «Пятерочка» разослала поставщикам с предложением снизить цену товара на 10% «в связи со снижением курса доллара и укреплением рубля».
«В случае не предоставления ответа оставляем за собой право пересмотреть условия нашего сотрудничества», — предупредил ритейлер. Решение должно было быть принято в марте.
Кроме того, как стало известно РБК Вологодская область, представители федеральных торговых сетей не явились в правительство области на подписание соглашения о замораживании цен на социально значимые продукты.
Еще один метод, который «федералы» активно используют, заключая договоры с поставщиками, — так называемый обратный возврат. Вопрос о возврате торговыми сетями не реализованной продукции стоит на повестке дня не первый год.
— Если раньше все было понятно: купил товар, продал товар, а с разницы получил доход, то сейчас федеральные торговые сети не заинтересованы в реализации товара, — пояснил РБК Вологодская область зам директора ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» Сергей Николаев. — Сети все равно возьмут свое, будет продана продукция или нет. Возьмут плату за предоставление ассортимента. А будет ли продан в конечном итоге хлеб или нет — не играет никакой роли. Хлеб идет в переработку (из него изготавливаются панировочные сухари), а вот продукция со сладкой начинкой, самая дорогая, идёт в утилизацию. Производитель несет убытки.
Есть и другая сторона проблемы. Избегая возврата, производитель начинает в буквальном смысле «химичить»: к примеру, продлевать срок годности, добавляя в продукцию консерванты.
— В торговые сети легче попасть с длинным сроком годности. Производители либо несут убытки с неопределенной перспективой на бизнес и партнерство в будущем, либо играют по этим правилам, понимая, что производят некачественную продукцию, — отметил Николаев.
Вопрос возврата товара поднимался не раз, в том числе на уровне Государственной Думы. Законодательных актов пока нет, но несколько дней назад торговая сеть «Пятерочка» сделала заявление о прекращении практики обратной реализации хлеба.
Какие результаты даст новый проект «Пятерочки» будет ясно только по завершении 2017 года. Пока же любые изменения в модели работы производителей с торговыми сетями лишь уменьшают шансы производителей продать тот же объем продукции с наименьшими издержками.
Елена Миронова
Источник фото: oknapanorama35.ru